18:20 Украинский рок | |
В последнее время, читая очередную статью или
просматривая ещё один фильм о феномене русского рока, я часто
задумывался над тем, почему в Украине до сих пор так мало сказано о социокультурном явлении отечественной рок-музыки...
...Может быть, постановка вопроса звучит слишком громко, но вместе с тем небезосновательно. Как мне кажется, сегодня у нас уже есть право утверждать, что украинский рок — это не просто собирательное понятие, которое используют для обозначения всего спектра рок-исполнителей Украины. Отечественная рок-культура на сегодняшний день предстает перед нами, так сказать, «вещью в себе». Это тот случай, когда целое уже больше, чем просто сумма частей. В России — руками тамошних журналистов/публицистов/режиссеров — русский рок уже давно сделан «вещью в себе». О культурно-историческом значении русского рока зачастую говорят комплексно и порой абстрагировано от конкретных исполнителей. В свою очередь, «патриархи» российской рок-сцены время от времени любят пофилософствовать на тему общей идеи русского рока, его дальнейшего развития, мертв он или ещё жив. Подобных рассуждений от украинских рок-исполнителей и журналистов — относительно отечественной рок-культуры — слышать приходиться, мягко говоря, не часто. У нас, как правило, говорят только о конкретных группах, солистах и музыкантах. И дело здесь, как я полагаю, отнюдь не в том, что в социокультурном отношении история русского рока богаче истории украинского рока. Скорее всего, речь идет о проявлении ментальных особенностей украинцев и россиян: украинцы тяготеют к частному, индивидуальному и практическому; русские стремятся к целому, коллективному и абстрактному. Как бы там ни было, украинский рок — это все-таки целостное явление, у которого есть своя культурно-музыкальная и общественно-политическая история. С точки зрения моделей жизненных циклов, украинский рок планомерно проходит через все этапы развития любой системы, общественного движения и продукта. Украинский рок — это «система», которая создавалась трижды: в Украинский рок — это «продукт», который вышел на рынок в Частично украинский рок был и «общественным движением», проявившим в 2004 году политическое недовольство действиями тогдашней власти и вставшим на защиту «оранжевых» идеалов. Социальный протест победил, и закончилось все тем, чем обычно заканчиваются любые общественные движения: кооперация с новой властью, а далее — постепенное политическое вымирание. В региональном плане у отечественной рок-музыки есть два основных центра: Киев и Львов. Несомненно, этими городами региональное распространение украинской рок-культуры не огранивается. Солидным количеством рок-групп могут похвастаться почти все области и Западной, и Восточной Украины. Тем не менее, Киев и Львов выделяются среди всех. С Киевом — все понятно — культурно-интеграционная роль столицы и все такое. В свою очередь, никто (не считая Киева) не дал Украине столько популярных рок-исполнителей, сколько дал «Бандерштат». Львовский рок — это «Океан Ельзи», «Мертвий Півень», «Плач Єремії», «Брати Гадюкіни» и многие другие. Кстати, в 2008 году по результатам опроса читателей @music песня «Лиш вона» львовской группы «Плач Єремії» была признана самым запоминающимся украинским хитом последней четверти века. | |
|
Всего комментариев: 0 | |