... нечего традиционное ток-шоу превращать в очередную «юмористическую» посиделку. Место ведь давно занято «Iншим футболом» (ICTV).
Плодоносит на футбольных полях и студия Савика Шустера. Про стартовавший и тут же ушедший из эфира «Интера» проект, возможно, на время, а, возможно, и навсегда, пока промолчим, а вот его же проект на 5-м канале очень даже перспективен. Что сближает сегодняшний «Профутбол» и «Украинские страсти»?
Там в студии очевиден драматургический конфликт. Модератор на «Плюсах»
Игорь Цыганык и один из экспертов – уважаемый в тренерском дивизионе
страны – Александр Ищенко – свободно дискутируют. Не скандалят, а именно
оппонируют друг другу. Притом, кратко, одним-двумя предложениями. То,
что в футболе называется: «играют в одно касание». К ним по ритму
стремится и Игорь Линник, авторитетный газетный футбольный журналист. Он
еще чуть-чуть приобретет опыта работы в прямом эфире, и программа
заиграет новой гранью.
В «Украинских страстях»
11 апреля в студии работали Игорь Мирошниченко и Артем Франков – люди,
во взглядах которых с трудом найдешь что-то объединяющее. Зато – легко –
противоречия. Но и объединяющее найдешь.Любовь к футболу и знание его.
Уже поднялся шорох в футбольных кругах – Мирошниченко, мол, радикал,
один из фронтменов «Свободы»! Ну и что? Для меня (!) Игорь в этой программе – один из интересных футбольных журналистов. Не знаю, на
одну лишь программу их пригласил в студию Савик, или надолго, но
«стартовая скорость» развить полноценный диспут, (не гадюшник, что
зачастую процветает в политических ток-шоу, а именно диспут) у обоих
очень высокая. Для эфира, это уже драйв, это уже «движ». И это абсолютно понимает Шустер. Но в отличие от многих наших телеруководителей, или даже владельцев каналов он заботится именно о
показателях своих телепродуктов, оттого и сводит в студии
«противоположности», а свои собственные симпатии и антипатии в выборе
героев телепередач умеет держать при себе.
Но анализ этих программ оставлю на потом. Вовсе не отдельные телепродукты на общедоступных каналах правят бал в нынешнем, и тем более в будущем мировом телепространстве в глазах целевой аудитории. Только
специализированные телеканалы. Украина не есть, не будет, да и не может
по определению быть исключением в этом. Вот давайте и всмотримся в
ситуацию специализированного футбольного (в перспективе – спортивного)
телеканала. Я почему-то не люблю словосочетания «нишевое телевидение».
Предпочитаю – специализированное. Но также пониманию: свои собственные
симпатии и антипатии желательно и здесь оставить при себе. Слово «ниша» имеет много любопытных синонимов: углубление, воронка, лунка, жерло, дупло. Мне очень нравится «гнездо». Почти взмываемся к
вершинам мировой литературы: «Пролетая над гнездом….». Впрочем, не
забыть бы и самоиронию: «Пролетая над гнездом как фанера…». Однако
вернемся к серьезному.
Формально спортивных нишевых (о, как пересилил себя!) каналов в Украине было и есть несколько. Но «иных уж нет»… Да, «Мегаспорта» уже нет.
И нет, отнюдь не по объективным причинам. Он и с точки зрения
маркетинга развивался правильно, за что отдельный респект Александру
Борисенко, и творческий потенциал канала – тот же режиссер Сергей Долбилов, те же комментаторы, включая упомянутого выше Игоря Цыганыка –
был очень силен. Но нет уже «Мегаспорта». Значит, и темы для разговора
нет. Совсем иная история спортивных каналов телекомпании «Поверхность». Я до сих пор восхищаюсь и тем, как приблизительно
лет 15 тому назад никому неизвестный в мире ТВ Виктор Самойленко
«поднял» для Украины и Лигу чемпионов и еще много мировых спортивных проектов, и тем, что до сих пор удерживает Евротурниры у себя. Да
и футбольные комментаторы «Поверхности» Дмитрий Джулай и Денис Босянок –
по сей день объективно сильнейшие в отечественном эфире. Но есть ли основания
прогнозировать серьезные перспективы «Поверхности»? Увы, обязан опять
вспомнить классика: «а те далече». В смысле от задуманных успехов. И мне
нелегко писать об этом….
Настоящие перспективы есть только у специализированного канала «Футбол». Следствием такого
вывода может быть создание настоящего (без всякой иронии!)
наполеоновского плана. А для реализации подобного «взрослого» плана необходимо
иметь три составляющих: очень крупные инвестиции в техническую базу;
грамотное маркетинговое управление и программным продуктом и
продвижением самого канала в телепространство страны, и, наконец, сам по
себе качественный телепродукт, его наполнение.
С
инвестициями – все в порядке. Я благодарю руководителей «Футбола»
Александра Денисова и Ивана Гресько, за то, что они мне показали без
утайки и новую технику, и студии-трансформеры, и рабочие места
журналистов с возможностями первичного телемонтажа именно на этом
рабочем месте, и аппаратные для более сложного монтажа. Если лет сорок
назад пригород Парижа Дефанс, выстроенный принципиально по-новому, назвали городом 21-го века, то, все увиденное мной внутри ТРК «Украина», можно без преувеличения назвать студией,
если не 22-го, то уж точно второй половины 21-го века. Американские
проектанты сработали на совесть. Не знаю, как в масштабах всей
Восточной Европы, но в русскоязычном пространстве подобной студии,
конечно, пока ни у кого нет. В подобной оценке этой технической базы я
далеко не одинок. Знаю, что она впечатлила как телевизионщиков с других
ведущих каналов, и не только Украины, так и владельцев наших ведущих футбольных клубов. В частности, киевского «Динамо» Игоря Суркиса.
Кстати, что-то мне подсказывает: помимо владельца ТРК «Украина», больше никто из серьезных игроков на отечественном телерынке, владельцев других мощных каналов, не будет инвестировать отдельный футбольно-спортивный телеканал.
Грамотно выстраивается и маркетинговая стратегия «Футбола». Если коротко, то ее идеология держится «на трех китах»:
–
в отличие от идеологии многих коллег из спортивных каналов других
стран, конкретно, хорошо знакомой многим нашим болельщикам и
профессионалам спорта – российской телекомпании
«НТВ – плюс», украинский «Футбол» отказался от прямой абонементной платы
самих телезрителей, а предпочел заключать коммерческие договоры с
мощнейшими или спутниковыми («Виасат»), или с различными кабельными операторами. Так – с «Волей» в Киеве и еще в тех регионах страны, где эта структура имеет распространение.
Здесь
внимание – самое главное: именно эти операторы платят «Футболу», а не
наоборот, что было сплошь и рядом буквально несколько лет назад. Во
всяком случае, когда дело касалось футбола. Не скрою, года два тому
назад, мы с Денисовым дискутировали о стратегии распространения футбольных каналов, и я, привыкший именно к абонементной форме платного ТВ в самых разных странах, в первую очередь, спортивного, не верил в успех задуманного руководством «Украины» и «Футбола». Теперь признаю свою неправоту.
Еще два источника пополнения бюджета «Футбола» – вполне классические:
– стараться делать каждый проект под спонсорский пакет. Так старался делать и «Мегаспорт», и получалось. Что ж, тех
потенциальных спонсоров, кто заточен именно на футбол, надо постепенно,
но неуклонно привлекать к собственным проектам. С учетом нашего
«богатого» рынка, задача не из простых, но и друго выбора нет.
– конечно же, реклама. И тут можно полностью повторить все сказанное в предыдущем пункте.
И
еще одно. Очень важное. В своих предыдущих статьях я не раз писал, что
мало верю, чтобы новые студийные футбольные программы могли бы
приблизиться к «Футбольному уик-энду» по своим показателям. В самом
деле, ну увеличат они долю с 1,0 – максимум 1,5 %, предположим, до 3%. И
дальше тоже будет такой темп роста до его 7-8%? Причины
тому всем известны. Сейчас не откажусь ни от одного своего слова в
прошлом. Но наступает новая реалия. Инвестор ТРК «Украина» Ринат
Ахметов, вкладывая такие серьезные капиталы в этот канал, не может не
ставить самому каналу и задачи, не менее серьезные. А цель может быть
лишь одна: канал обязан стать лидером отечественного ТВ. Вот для этого
надо выйти на уровень доли 17-20%, и даже чуть больше. А если у тебя в
воскресном прайм-тайме девятый год прочно находится программа с 7-8%?...
Ну,
дальше все понятно. Исход «Уик-энда» из сетки «Украины» неизбежен по
всем правилам телевизионного маркетинга. Так было во всех странах с
появлением «дочерних» по отношению к головному общенациональному
телеканалу футбольных каналов. Не важно, произойдет, это уже в новом
телесезоне, т.е. нынешней осенью, или в следующем. Важно совсем другое. Уход
«Уик-энда» из эфира «Украины» не будет столь чувствительным для его
аудитории, как, допустим, уход «Футбольного клуба» из эфира «большого»
НТВ с появлением спутниковых футбольных каналов компании «НТВ – плюс».
Ведь там рядовому зрителю надо было либо платить
за просмотр закрытого канала, либо пиратствовать. «Футбол» уже открыт
для примерно 80% телеаудитории Украины.
Поэтому, тем более созревает необходимость серьезного анализа контента канала «Футбол», его творческого уровня.