Кировоград. Независимость. Итоги. - 3 Августа 2011 - Информационно метео-спортивный ресурс.
Вторник, 17.01.2017, 22:12
Приветствую Вас Гость | RSS
   
Погода Кировоград

Информация сайта pogoda.by
Кировоград: новости и сайты Фото снимки земли из космоса на компьютере в реальном времени. Актуальные фотографии земли из космоса на кпк или телефоне
Меню сайта
22:12  
Оцените мой сайт
Всего ответов: 167

футбольное видео | футбольные трансляции онлайн | футбол прямая трансляция


Главная » 2011 » Август » 3 » Кировоград. Независимость. Итоги.
18:46
Кировоград. Независимость. Итоги.

Бизнес по-кировоградски

Это единственная сфера нашей жизни, срок которой немного отличается от двадцати описываемых нами лет. Появились первые предприниматели еще в конце восьмидесятых - кооперативы, видеосалоны и т.д. Эта сфера жизнедеятельности была, по сравнению с другими, самой быстро меняющейся и активной. В этом очерке мы не будем затрагивать криминальную составляющую бизнеса - рэкет, «крышевание», «кидки» и прочее. Это тема несколько другого исследования. Мы описываем именно бизнес, каким он был, пусть наша точка зрения и покажется кому-то субъективной.

Продавцы воздуха

В начале девяностых очень многие ринулись в бизнес. Почему-то всем казалось, что этот вид деятельности не требует особых навыков, квалификации и усилий. Синонимом слова «бизнес» однозначно было слово «торговля». Только так.

Помнится, в популярных кировоградских кафе - среде обращения активных неглупых людей - общение в те годы выглядело примерно так:

- У меня есть сто тонн сахара в Помошной. Отдаю по 5 тысяч за тонну. Но только самовывоз.

- Хорошо, да, у меня есть клиент, который вчера спрашивал сахар. Я с ним сейчас пересекусь, давай, набиваем стрелку на вечер. А у тебя бензина случайно нет?

- А чего ж. В Кременчуге стоят пять цистерн. Но там только по безналу. Но я тебе все узнаю.

- Кстати, у тебя не будет пятьсот лимонов до пятницы? Верну с соткой сверху. Тут дело горит, есть по дешевке тушенка, надо срочно выкупить до вечера, навар супер, я уже договорился с магазинами в Одессе, там ее берут по моей цене! Или давай в доле…

И так далее, и тому подобное. Понятно, что в подавляющей массе своей никто ничего не продавал и не покупал, а только пытался воспользоваться полученной где-то от кого-то информацией.

Пороги первых банков толпами обивали такие дельцы со своими «цистернами в Кременчуге».

Просто чудовищное количество фирм регистрировалось ежедневно. Их в середине девяностых было раз в пять больше, чем сегодня. Из них реально работающих - каждая двадцатая, от силы.

Мало кто из этих людей стал бизнесменом. Но пытались многие. Постепенно перестроечная муть спадала, бизнес стал систематизироваться, все начало упорядочиваться и становиться на свои места. А бывшие торговцы «цистернами с бензином» и «вагонами с сахаром» стали офисными клерками, пошли торговать на рынок, уехали в Киев искать лучшей доли.

Выбор приоритетов

Самыми успешными в бизнесе по-кировоградски в итоге оказались те, кто первым правильно ответил на извечный вопрос: что делать? Разъясню. Мне помнится спор году так в 95-м двух знакомых, вполне материально обеспеченных людей. Один хотел заняться цехом по производству макаронных изделий. Другой его всячески отговаривал - да зачем тебе это надо? Сначала найти муку подешевле, потом вечно все будет ломаться, работяги будут бухать и воровать, проверками замучат и т.д. Гораздо проще купить макароны в том же цехе и перепродать. Заработаешь больше, быстрее и с меньшими проблемами. Кажется, уговорил. Но именно те, кто раньше других осознал, что производство даст в перспективе значительно больше, на сегодня самые богатые, влиятельные и уважаемые люди области. Павел Штутман, Станислав Березкин, Александр Табалов, Евгений Бахмач, Людмила Шубина, Андрей Райкович сделали ставку на производство и выиграли.

Если кто-то думает, что приоритет производства - повсеместная для Украины тенденция, то это не так. Например, город Хмельницкий стал просто большим рынком, городом-базаром, и там самые богатые - это владельцы рынков. Отчасти это касается даже крупных Харькова и Одессы. К примеру, самые богатые люди некогда промышленного Харькова - это Александр Ярославский (банкир, финансовые услуги) и Александр Фельдман (рынок «Барабашово»).

Но в начале и середине девяностых именно торговля была королевой кировоградского бизнеса. А пределом мечтаний для бизнесмена было иметь свой рынок. Где тогда только не было этих рынков в областном центре! На запасном футбольном поле стадиона «Звезда», к примеру. А чуть не крупнейшим вещевым был рынок на углу улиц Попова и Конева. Сегодня на его месте прозаическая автостоянка.

Мода на бизнес

Странное явление, но ведение бизнеса в Кировограде часто было подвержено… моде, что ли. Есть целая существенная прослойка деловых людей, которые раз в несколько лет меняют свою бизнесовую ориентацию. Вместо того, чтобы развивать одну, начатую линию и в ней добиваться успеха, они все время хватаются за новые, сиюминутно максимально прибыльные направления. Это в Одессе каждый такой себе мелкий бизнесмен знает, чего хочет, - контейнер на 7-м километре, недаром средняя цена такого контейнера за десять последних лет выросла с 10 до 250 тысяч долларов. У нас же такие люди подвержены метаниям.

Первой была мода на Польшу. Нетрудно и сегодня в любом окружении найти человека, который в свое время возил в братскую страну утюги, фены, бельевые прищепки и прочий товар. Только из Кировограда, думается, в Польше перебывало не менее трех-четырех тысяч человек.

Когда как воздух стало не хватать валюты, чуть не у каждого магазина Кировограда стоял валютчик, возле рынков их крутилось по полсотни! В областном центре их с полтысячи было, вероятно, и у каждого же была «крыша». Любой уважающий себя деловой человек имел, как это говорилось, своего валютчика.

Всем хотелось в бизнес - и появился бизнес на тех, кто хочет бизнеса. Фирм, обеспечивающих услуги регистрации и по изготовлению печатей и штампов, было просто немеряно.

В начале девяностых появилось качественное недорогое украинское пиво - и чуть не тысячи посредников стали возить его в Кировоград. Может, помните - на каждом углу, прямо на тротуарах стояли по десятку ящиков, на солнце ли, на холоде ли. Просто магазинов не хватало для всех желающих заработать на повышенном спросе на «Оболонь» и прочее. Сегодня это воспринималось бы как дикость, но так было.

Был первоначальный бешеный спрос на компьютеры - и их везли на Кировоградщину сотни фирм, фирмочек и просто отдельных людей.

Пошел резко вверх рынок недвижимости - и риелторские агентства появились чуть не в каждом квартале (сегодня их впятеро меньше, чем лет десять назад).

То широкие массы бизнесменов ринулись на село покупать-перепродавать зерно и прочую сельхозпродукцию.

Из относительно свежих примеров: начал народ массово ставить металлопластиковые окна, как услуги по их установке стали оказывать сотни фирм! Хотя еще не так давно фирма, скажем, поставляла в город памперсы. В основном все эти фирмы - посредники нескольких реальных оконных фабрик в Днепропетровске, Кривом Роге, Киеве.

В прошлом и позапрошлом годах, почуяв усталость народа от массовых сортов пива и спрос на пиво живое, во всех уголках открывались ларечки, притончики, забегаловочки с таким пивом. Сегодня их втрое меньше осталось - не оправдало себя.

И похоже, что тем же пивом, компьютерами, окнами торгуют чуть не одни и те же люди… Много еще было разных модных течений и поветрий в кировоградском бизнесе, куда устремлялись жаждущие быстрых денег. Перегонять подержанные машины из Европы, издавать газеты, туристический бизнес, автомойки и т.д. Из-за того, что в направление кидались слишком многие, прибыльность его падала, и оно сразу переставало приносить приличные деньги.

И процесс будет продолжаться.

Стратегия минус

Для большинства кировоградских бизнесов всегда было характерно не заглядывать надолго вперед. Не было стратегического мышления - люди видели цели только на год-два, на десять - нет. Это хорошо видно на примере хаотичной застройки наших рынков. Десять лет назад их владельцы и представить не могли, как будут выглядеть сегодня их площади. Рынки прирастали какими-то аппендиксами в разные стороны, просто пускали метастазы на всякое свободное пространство. Изначально плана не было, точнее, он был таким - хапать больше. Предвидеть приход супермаркетов нашим коммерсантам тоже было тяжело, поэтому многие нахватанные места не очень и нужны сегодня, и рынки угасают (не все, но на примере «Августа», первого частного рынка Кировограда, это можно проследить).

Сколько усилий и средств вкладывалось в получение земельных участков! Ведь это не просто так - стал депутатом и получил. Чтобы стать депутатом, иной раз миллион надо выложить. Да потом еще и на взятки потратиться. И вот стоят эти частные пустыри, особенно по улице Попова, и что с ними делать - непонятно. Магазин уже не построишь - кругом пять супермаркетов; кафе тоже - кто будет сидеть в таком кафе на этом лосином выгоне без единого деревца (их там драли с корнем в свое время, чтоб у зеленого хозяйства и экологов не было претензий). К тому же власть у нас слишком часто категорически меняется, чтобы что-то основательное затеять (особый пример - Парк Ленина). И на самом деле, многие пресловутые участки, из-за которых такой сыр-бор городили, не только не приносят отвоевавшим их деньги, а наоборот. Да и перспективы не видно ближайшей.

Раньше было меньше машин, зато втрое больше авторынков. Парадоксально, но выросший автобизнес съел эти рынки. Стратегически верны были только планы строивших заправки, а помнится, в девяностых это даже было темой для шуток - в Кировограде автозаправок больше, чем больниц или чем ресторанов, - мест, где люди могли бы «заправиться». Ничего не больше, сегодня - нормально. А уже в ближайшем будущем, вероятно, самыми мудрыми будут те, кто имеет парковки. Машины скоро некуда будет девать, и цены на парковку будут только расти.

Самый кошмарный в этом плане близорукости, конечно же, агросектор. Жители районов расскажут вам сотни историй об арендаторах, высосавших все соки земли подсолнечником за несколько лет. Автор сам знает нескольких таких бывших «аграриев», давно продавших свои большие джипы и перебивающихся случайными заработками. Если бы они думали не о прибыли одного маркетингового года, а чуть дальше, сегодня покупали бы новые джипы, и с вилами на них не шли бы селяне. Это самое масштабное проявление отсутствия стратегического видения бизнеса для нашей области.

Рыночные отношения

Конечно же, наибольшая часть, львиная доля всех предпринимателей - это те, кто торгует на наших рынках и в своих маленьких магазинах. И, знаете, из явления экономического оно стало уже даже социальным. Выделилась своя, особая каста людей из тех, кто торгует на рынках. У них свои отношения, свой язык, свои предпочтения в одежде и еде, своя культура и даже своя мифология. Никто не говорит, что плохая у них культура или одежда, мы просто констатируем наличие этого явления. Через рыночную школу прошли многие, наверное, в масштабах Кировограда это тысяч тридцать народу. Выдюжили не все. И сейчас сформировалось это свое рыночное сообщество, даже несколько замкнутое в себе (тоже признак касты). Вот автор пытался найти среди своих знакомых торгующих на рынке. Вспомнил от силы семерых. А чтобы вы поняли, у журналиста круг общения таков, что он знает сотни чиновников, всех политиков, большинство руководителей учреждений и предприятий, десятки врачей, учителей и т.д. То есть в каждом «подвиде» многие десятки, а то и сотни людей. А вот среди рыночников - намного меньше.

Нет, они не замкнуты. Просто их адова работа такова, что они с утра и до ночи на рынках, в автобусах и поездах на Хмельницкий и Одессу. У них свои места отдыха и досуга, обычно на самих рынках или около. Что там делать чужаку? В их разговорах сплошь поборы рынков и в каком контейнере на 7-м километре лучше брать кофточки, чертова налоговая и как «попал» на том-то товаре их сосед по «ракушке» справа.

Другой сходной кастой (не ищите обидного в этом слове) являются перевозчики. То есть водители маршруток, такси, работники СТО, автомагазинов и автопарков. У них тоже свой мир тормозных колодок и гидроусилителей. Но они к бизнесу не относятся, в массе своей это наемные работники.

Не лучшие времена сформировали этот класс рыночных продавцов. Но, что стоит обязательно отметить, в массе своей это все сильные люди, не прогнувшиеся под изменчивый мир. Они не лежат на диване, кляня правительство и олигархов, а кормят свои семьи.

P.S. Естественно, в маленьком обзоре невозможно объять такую необъятную тему, как становление кировоградского бизнеса. Это тема книги. Но мы постарались вычленить лишь самые выпуклые явления, приметные большинству (даже не бизнесменов).

по материалам: УЦ
Просмотров: 149 | Добавил: Елена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
5  
про платность не помню biggrin

4  
А-а,было дело,,, если память не изменяет,то там вроде как вещевые ряды были,и вход вроде как на него был платный.

3  
а я помню еще рынок на углу Конева и Попова,...раньше там одежду покупали, а теперь все Крытый wacko

2  
А ещё бы в перечень рынков которые мы потеряли помимо "Августа",я бы добавил "Босфор",на месте которого,образовалась автостоянка.

1  
Как будто это только вчера было.Кстати! Насчет 7-км,который под Одессой,то там всё как в 90-хх,ни хера так и не изменилось.

Имя *:
Email *:
Код *:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0