Национальный чемпионат, премировав победителей и выбросив за борт
главных неудачников сезона, завершил цикл. Кто-то с облегчением
вздохнул, кто-то в глубоком раздумье закусил губу, а кто-то, и это
отнюдь не метафора, схватился за голову. Ибо есть отчего. И причина тому
не одни спортивные достижения, точнее их отсутствие.
Когда еще, как не в межсезонье, задаться вопросом: «Какой болельщик вернется на стадион?» Да, и вернется ли?
«Хлеба и зрелищ» – предельно емко и откровенно вывели римляне формулу
коллективного удовольствия, и спустя тысячелетия ее составляющие
остаются неизменны. Однако амфитеатр в публике нуждается не меньше, чем в
гладиаторе, нескончаемая вереница туристов необходима Лувру в такой же
мере как и шедевры, заполнившие его залы, и кем бы был Роберт Патиссон,
без обожающих его миллионов тинейджеров, уж явно не звездой мировых
таблоидов и лидеров кинопроката.
Без публики, увы, не будет героя, не будет атмосферы, что дарит
волшебство и ощущение сопричастности к чему-то значимому и грандиозному,
и уж точно без публики никогда не получится зрелища.
Болельщик не идет на стадион… Это уже не тот человек, из 90-х годов, для
которого поход на матч являлся по-настоящему увлекательным и даже
знаковым событием. И причина – не всегда в результате на табло.
Болельщик не идет даже, если команда радует победами и демонстрирует
стабильную игру.
Индустрия развлечений, за последнее десятилетие, не просто шагнула
вперед, она совершила рывок, весьма ощутимый и качественный. Пытаться
завлечь современного индивидуума на некомфортный, выдержанный в духе
развала советской эпохи стадион – миссия невыполнимая. Помочь этому не в
силах ни розыгрыш лотереи, ни раздача призов, ни продажа абонементов.
С аналогичным успехом можно заманивать зрителя в ветхий, морально
устаревший кинотеатр: со скрипучим звуком и периодически рвущейся
кинопленкой, и с пьяными маргиналами в последнем ряду, которые под конец
сеанса, обязательно устроят драку. При этом вы можете запустить
блокбастер, начиненный последними спецэффектами, и даже обклеить афишами
весь город, вот только зритель не придет.
Описанных кинотеатров практически не осталось, а вот со стадионами
ситуация прямо противоположная, и болельщик их обходит стороной, все
дальше и дальше удаляясь в сторону, идущих в ногу со временем,
спорт-баров. Конечно, можно вспомнить, города, которым удается
похвастаться практически 100, заполняемостью
футбольных арен. Прекрасные показатели, вот только в этих индустриальных
мегаполисах, футбол, зачастую, является единственным развлечением, а
стадион, к сожалению, – самой яркой городской достопримечательностью. И
поход на матч, в тех краях, сравним разве что с главным культурным
событием года.
Однако оставим промышленные оазисы с их штучными радостями и перенесемся
в другую часть страны. А здесь последний болельщик поднялся с грязного и
крайне неудобного кресла, в котором ему давно невмоготу сидеть, и
направил стопы в сторону выхода. Что же его удержит там, где забыли о
его комфорте, да к тому же, откуда исчезла страсть, и испарилось буйство
эмоций, а на смену им, увы, пришли лишь запустение и уныние?
Чтобы остановить его, нужно поторопиться, ведь предпоследний болельщик уже ушел, но этого почему-то так никто и не заметил…